О Сталине – сегодня



и других левых партий плывут по течению.. После 1990 года в коммунистическом движении России начинается позитивная переоценка Сталина. Целый ряд коммунистических партий начинает давать более дифференцированную оценку этих десятилетий социализма.
Что мы знаем о Сталине?
Мало, можно сказать, очень мало и к тому же не точно. В венгерском рабочем движении имя Сталина известно и до 1945 года, но для коммунистов, борющихся в подполье, его работы не доступны. Венгерское движение узнает Сталина в интерпретации живущей в Москве венгерской эмиграции, которой руководит Матьяш Ракоши. Для венгров Сталин прежде всего означает тогдашний советский социализм. Ракоши и его команда стараются пересадить в Венгрию модель, которую они видели в Советском Союзе, не учитывая того, что исторические традиции и развитие двух стран в корне различны. После 1945 года публикуются и работы Сталина, а начиная с 1948 года выходит в первый – и пока последний - раз собрание его сочинений. Делают обязательным изучение материалов проходящего в 1952 году ХIХ съезда КПСС и выступлений Сталина. Воспевание Сталина достигает своего апогея в 1949 году, в год семидесятилетия советского вождя. Проспект Андрашши на некоторое время становится проспектом Сталина, а Дунапентеле переименовывается в Сталинварош. Нумерацию только что прибывших советских тролейбусов начинают с цифры 70. Однако для венгров от этого Сталин не станосится ближе, а скорее наоборот.
После 1956 года ВСРП под руководством Яноша Кадара исходит из оценки, данной ХХ-ым съездом: Сталин виноват и отвечает за все, лучше всeго, если мы предадим Сталина забвенью. Поколения после 1956 года вырастают, не читая ни строчки Сталина. Его сочинения больше никогда не издаются, официальная статья о нем появляется только один раз, в 1979 году, в его столетнюю годовщину. Хотят защитить партию, а в действительности лишают венгерских коммунистов важного оружия – ознакомления с опытом классовой борьбы российской партии.
После 1989 года Венгерская Коммунистическая Рабочая партия впервые за несколько десятилетий публикует в своей газете Сабадшаг несколько статей Сталина. Вместе с Коммунистической партией Греции и рядом других партий начинает заново осмысление периода социализма. Венгерская Коммунистическая Рабочая партия публикует тезисы в связи с венгерской контрреволюцией 1956 года, а затем - в связи с 90-й годовщиной ВОСР. В обоих этих документах она порывает с концепцией середины 50-х годов, по-новому рассматривает опыт социалистических стран, вопросы классовой борьбы, мирного сосуществования, роли партии.
В чем проблема с ХХ-ым съездом КПСС?
После смерти Сталина начинается «война за наследство». Сталин еще дышит, когда рождается компромисс: Георгий Маленков, имеющий поддержку в руководстве партии, становится председателем Совета министров, партийный функционер Никита Хрущев – руководителем партии, а Лаврентий Берия – заместителем премьер-министра, сохраняя при этом руководство органами государственной безопасности. К концу 1953 года положение меняется. Хрущев и Маленков, объединившись с другими членами партийного руководства, убирают Берию. В 1956 году Хрущев одерживает полную победу. ХХ-ый съезд КПСС признает Сталина виновным. Это дает возможность удалить из руководства большинство соратников Сталина. Осуждение Сталина в основном служит не дальнейшему развитию социализма, а победе Хрущева, или того толкования социализма, которое он представляет. Не случайно, что целый ряд партий международного коммунистического движения ( начиная с китайской и вплоть до бразильской) никогда не согласится полностью с решениями КПСС 1956 года.
Революция или соглашательство с капитализмом
Историческая заслуга Сталина в том, что он защищает и продолжает ленинскую концепцию социализма. Ленин и Сталин - сторонники революционного пути, борьбы против капитализма, свержения капитализма в мировом масштабе. Среди последующих генеральных секретарей ЦК КПСС революционному пути следует Юрий Андропов (1982-64) и с некоторыми оговорками сюда можно отнести и Леонида Брежнева (1964-1982). В противоположность революционному пути снова и снова формулируется оппортунистская, соглашательская, ищущая компромиссов с капитализмом концепция. Ее выразитель Николай Бухарин, главный редактор Правды, который оказывается побежденным Сталиным в 1920-х годах. А позднее ее представляют Никита Хрущев (1953-1964) и особенно - Михаил Горбачев (1985-91), последний генеральный секретарь советской партии.
Так о чем же идет речь? У Великой Октябрьской социалистической революции было два победителя: рабочий класс и мелкая буржуазия, основную часть которой составляло крестьянство. Число рабочих невелико, они почти не заметны в море крестьян. В 1920-х годах в Советском Союзе формируются две концепции построения социализма. Одна опиралась на рабочий класс. И под знаком этого провозглашала быструю индустриализацию страны, кооперирование сельского хозяйства, управление государством и экономикой, основанное на руководящей роли коммунистической партии. Другая концепция делала ударение на мелкую буржуазию, на крестьянство и именно поэтому выступала за сохранение таких элементов капитализма как частная собственность на землю и отдельные средства производства, свободу рынка.
От нэпа до венгерских реформ
Спор двух концепций впервые проявляется в 1920 году в дискуссии по поводу так называемой. новой экономической политики, нэпа. Ленин говорит, что нужно разрешить частную собственность, рынок, но политическая власть и самые основные экономические средства должны оставаться в руках рабочих. Нэп, другими словами реформа, не цель, а средство, не вечный спутник социализма, а временный компромисс.
Николай Бухарин, который почти на двадцать лет моложе Ленина, вместе с другими рассматривает нэп как долгосрочную стратегию социализма. Он выступает против индустриализации, вытеснения богатых крестьян, кулаков. Сталин защищает ленинскую мысль о возможности построения социализма и в одной стране. Советский Союз должен идти вперед, даже если Запад пока не идет за ним. Для этого необходимы высокие темпы индустриализации. Финансовую основу индустриализации нужно обеспечивать за счет преобразования сельского хозяйства, создания крупномасштабного аграрного производства.
Позиция Бухарина означает очень широкое, по существу выходящее за рамки социализма толкование реформ внутри социализма. Не случайно, что труды Бухарина в переводе на венгерский язык издаются в 1988 году в той Венгрии, где уже началась духовная и политическая подготовка контрреволюции. В отличие от этого в последних работах Сталина, которые писались уже на основе опыта социалистического строительства, четко выражено: рынок не категория социализма.
Позже в ходе горбачевской перестройки все шире допускают частную собственность, разрушают плановое хозяйство, ограничивают государство. Вводят многопартийную систему. Разрешают, более того поддерживают деятельность партий, выступающих против социализма. Под фальшивым лозунгом деполитизации выводят из-под контроля партии и народа армию и органы государственной безопасности. Сознательно переступают ту границу, за которой речь идет уже не о реформе социализма, а о введении капиталистической системы. Однако границы социализма нельзя переступать безнаказанно. Мы, венгры, это уже знаем, и отдали за это очень дорогую плату - социализм.
До каких пор длится классовая борьба?
По Бухарину классовая борьба важна только до тех пор, пока рабочие не завоевали власть. Сталин говорит, что классовая борьба существует и после завоевания власти, более того - усиливается. В 1928 году на пленуме МК и МКК ВКПб он выступает с речью «О правой опасности в ВКП/б/»: „Правый уклон в коммунизме в условиях советского развития, где капитализм уже свергнут, но где еще не вырваны его корни, означает тенденцию, склонность одной части коммунистов ... к отходу от генеральной линии нашей партии. .Когда некоторые круги наших коммунистов пытаются тащить партию назад от решений ХУ съезда, отрицая необходимость наступления на капиталистические элементы деревни; или требуют свертывания нашей индустрии... или требуют смягчения монополии внешней торговли, - то это означает, что в рядах нашей партии имеются люди, которые пытаются приспособить... дело нашего социалистического строительства ко вкусам и потребностям «советской» буржуазии.”
Эту теорию Сталина многие отрицали и отрицают. Предположим, что правы те, кто не согласен. Но тогда как объяснить контрреволюционные волнения в ГДР в 1953 году, контрреволюционныее мятежи 1956 года в Польше и Венгрии? Или куда отнести контрреволюции в Восточной Европе 1889-90-е годы? Или возьмем контрреволюционные волнения в Пекине в 1989 году? Как толковать войну в Корее, направленную на свержение корейского социализма, вьетнамскую войну, нацеленную на разгром вьетнамского социализма? Или, скажем, агрессию НАТО против югославской модели, не соответствующей вкусам Запада? Вопрос не в том, есть классовая борьба или нет. Есть! Существование классовой борьбы отрицали и руководители ВСРП в 1986-89 годах, считая соперниками, более того, партнерами буржуазную оппозицию, организовывающуюся для завоевания власти. От последствий этого страдаем мы все.
Другой вопрос, какие методы классовой борьбы использует пролетариат. На основе опыта венгерского и международного рабочего движения можно утверждать, что самым эффективным методом является завоевание масс путем убеждения и других политических средств. Мы не можем согласиться с безмерным применением насилия, с нарушениями законности сталинской эпохи, ни с преступлениями эпохи Ракоши. Однако нельзя забывать, что капитал никогда не отказывался от применения насилия Тех, кто борется против капитализма, пытаются задавить, используя законодательство, финансовые рычаги, средства массовой информации, но не останавливаются и перед применением тюрьм, казней, государственных переворотов, террора и насилия. Рабочий класс всегда должен быть готов защитить себя.
Мировая революция и ошибочное толкование мирного сосуществования
Сталин был сторонником мировой революции, также как и Ленин. Для Ленина мирное сосуществование - временный компромисс: сейчас у нас нет сил победить капитализм, но мы не отказываемся от этой цели. В марте 1919 года создают Коммунистический интернационал, который пользуется полной поддержкой Советского государства. В 1920-х годах практически во всех странах мира создаются коммунистические партии. Сталин поддерживает Коминтерн. В 1943 году он правда делает жест по отношению к капиталистическим членам антифашистской коалиции и Коминтерн распускается, но к тому времени уже имеется новое эффективное средство мировой революции – Красная армия, победоносно продвигающаяся вперед. Хрущев отказывается от идеи мировой революции и объявляет целью мирное сосуществование, заявляя, что отношение капитализма и социализма будет решено в мирном соревновании. Брежнев несколько неуклюже, но возвращается к идее мировой революции. Горбачевское «новое мышление» означает отказ от целей социализма. Он возвращает территории, завоеванные в ходе второй мировой войны, разбивает советские вооруженные силы, отдает социалистические страны на милость сил капитализма.
Защита коммунистической партии
Исторической заслугой Ленина является осознание того, что рабочий класс может победить капитал только с помощью организованного, сознательного, боевого отряда – коммунистической партии. Сталин защищал коммунистическую партию и превратил ее в огромную организацию. Хрущев хотел разделить ее на промышленную и сельскохозяйственную партию. Горбачев лишил партию ее властной позиции, сделал рабочий класс беззащитным перед лицом контрреволюции.
Силы капитала всегда нападают на коммунистическую партию. Так это было весной 1919 года, когда венгерская буржуазия заключила в тюрьму Белу Куна и его товарищей, чтобы помешать победе Советской республики. Так происходит это и сегодня, когда во время кризиса капиталистической системы капитал всеми силами старается уничтожить коммунистическое движение. На одних давят денежными и юридическими средствами, других – которые склонны к этому – покупают и интегрируют в европейские институты. Поэтому и сегодня защита партии является первоочередной задачей.
xxx
Оппортунистско-реформистское крыло коммунистического движения в прошедшие десятилетия под предлогом отмежевания от ошибок сталинской эпохи отказалось от целого ряда ценностей социалистического строительства. Законную и правильную критику Сталина использовали для того, чтобы предать забвению и позитивные элементы дела его жизни, лишить народы социалистических стран твердого исторического сознания. Коммунистическое движение в значительной степени оказалось рабом своих догм, а также шаблонов буржуазной пропаганды. Социализм – по крайней мере временно – был потерян. Нам нужно не Сталина реабилитировать, а освободить свое мышление от наносов и отложений, укрепить наше революционное сознание. Иначе мы не сможем возродить социализм.

Дюла Тюрмер
Председатель
Венгерской Коммунистической Рабочей партии
Статья опубликована в газете «Сабадшаг», органе Венгерской Коммунистической Рабочей партии, 10 декабря 2009 года


Content Management Powered by CuteNews